Винтажный Майер мундштук является практически стандартом для альт саксофона. К сожалению, современные модели мундштуков Meyer очень сильно отличаются от популярных старых моделей. В этой статье мы рассматриваем особенности конструкции, геометрии и материалов винтажных Майеров, а также какими современными мундштуками можно достойно их заменить (забегая вперед скажем сразу, что наиболее удачный вариант — это доработанный NY BROS от Theo Wanne).

Майер мундштук для альт саксофона

История

  • 1916 – Франк и Эдвард Майер начали выпускать мундштуки для саксофона.
  • 1931 – 28 апреля Франк и Эдвард Майер совместно с Otto Link запатентовали вставку под зубы в металлических мундштуках.
  • 1936 – Основана компания «The Meyer Bros Mouthpiece Company» и сделан их первый металлический мундштук.
  • 1937 – Выпущен мундштук Meyer ‘True Flex’ с вырезом на площадке.
  • 1948 – Выпущен мундштук ‘Meyer Bros’.
  • 1960 – New York USA Версия 1.
  • 1970 – New York USA Версия 2.
  • 1971 – Дж. Баббитт покупает компанию Meyer Mouthpiece у Эда Майера.
  • 1972 – 1 июля Дж. Баббитт регистрирует компанию как корпорацию Meyer Company.
  • 1995 – Перевыпуск в современной версии Meyer New York Limited Edition.

Первый мундштук Майер (1936 г.)

Первые мундштуки братьев Майер делались в Нью-Йорке начиная с 1936 года из сплава серебра с другими полудрагоценными металлами. Theo Wanne предполагает, что они были сделаны на том же заводе, что и мундштук Otto Link Master Link. Тем не менее, в версии Майера были хорошо скруглены внешние стенки. Это был очень качественно изготовленный мундштук с крепежом для лигатуры, которая свободно перемещалась по мундштуку. Они изготавливались с размерами пасти от 2 до 6 с тремя вариациями длины пасти: S (короткий), M (средний), L (длинный).

Ike Quebec играл на таком мундштуке, изготовленном из меди:

Майер мундштук

Выпускался даже аналогичный Майер мундштук для кларнета. У него была уникальная конструкция, так как внутренние боковые стенки были скруглены, и камера была круглой как в их мундштуках для саксофона.

Мундштук MEYER “TRUE FLEX” (1937 г.)

На этих мундштуках был вырез на площадке с надписью ‘Meyer “True Flex” Facing’. Вырез сделали, чтобы трость вибрировала более свободно. Этот концепт не прижился, так как происходила деформация трости под давлением лигатуры. Нижняя часть трости намокала и прогибалась вниз, лежать ровно на площадке она в принципе не могла. Скорее всего позже из-за этого и пришлось отказаться от такой конструкции.

У этих мундштуков была чуть более крупная камера чем в более поздних моделях мундштуков Meyer. Также у них была более мягкая атака. Надпись MeYer была сделана продольно на задней части этих мундштуков.

Существует редкая модификация данного мундштука, которая изготавливалась из прозрачного пластика и называлась «Crystalyte». Во всем остальном этот Майер мундштук полностью идентичен обычным моделям «True Flex».

Мундштук MEYER BROS NEW YORK (1948 г.)

Наиболее востребованной моделью Майер является мундштук Meyer Bros. New York. У этих мундштуков был толстый корпус и камеры 3х размеров (маленькая, средняя и большая). Маленькая камера давала очень яркий звук, а большая очень темный. В основном играли на мундштуках со средним размером камеры. Тем не менее мундштуки и с маленькой, и с большой камерой очень хорошо звучат до сих пор. Они изготовлены с очень высокой точностью. Внутренние стенки скруглены и присутствует небольшой покатый мост в начале пасти мундштука. В производстве применялся высококачественный эбонит, который давал прекрасный богатый звук.

Meyer Bros NY

Хоть и модель Meyer Bros официально выпускалась в 3 вариациях камеры, на самом деле их было 4. Был еще один вариант с самой маленькой камерой, хоть и маркировался также как и с чуть более крупной камерой — S. На фотографиях ниже представлены обе вариации маленькой камеры. У модели на верхней левой фотографии очень высокое дно, а задняя часть камеры образует круг, меньший, чем диаметр отверстия в ножке мундштука. А вот у модели на фото правее уже диаметр дна совпадает с диаметром камеры.

Самой популярной моделью для альта является модель со средней камерой (M). У нее наиболее традиционный звук. Тем не менее все модели прекрасно звучат. Мундштуки Майер Bros для тенора гораздо менее популярны. При этом модели с маленькой и большой камерой очень специфичны и обладают уникальным звуком. Встречаются довольно редко.

Майер мундштук Meyer Bros выпускались в 2 этапа. Ранняя версия была промаркирована на хвосте под площадкой и включала в себя слово «chamber». Например, MEDIUM CHAMBER (средняя камера). Маркировка камеры в более поздней версии располагалась ниже логотипа Meyer Bros, который находился на задней части мундштука. Указывался только размер: SMALL, MEDIUM или LARGE. Также у этой версии был чуть более длинный хвост, но общая длина мундштука не изменилась.

Обе модели очень похожи и при игре почти не отличаются. Тем не менее существуют небольшие различия. В ранней модели была видна четкая линия, которая отделяла камеру от хвоста. Эти линии образовывались от ручной работы и отличались от мундштука к мундштуку. У поздней модели был четкий круг внутри формы и более толстый уклон. Уклон — это часть под площадкой, отделяющая площадку от камеры.

Cannonball Adderley играл именно на мундштуке Майер Bros. Вы можете заметить кольцо на хвосте его мундштука, которое было установлено из-за трещины в хвосте (не на заводе, а при ремонте позже).

Sonny Stitt тоже играл на этой модели большую часть жизни:

Коробки для мундштуков Майер

Коробки для мундштуков Майер выпускались в двух вариациях. Мундштуки True Flex и первые Meyer Bros были упакованы в коробки как на фото слева. Поздние Meyer Bros паковались в коробки как на фото справа.

Мундштук MEYER NEW YORK USA – переходный (1960 г.)

Этот мундштук интересен тем, что у него корпус от мундштука New York, а штамп на площадке от мундштука NYUSA. Это очень необычно, поэтому в классификации он назван переходным.

Майер мундштук MEYER NEW YORK USA – ранняя модель (1960 г.)

Мундштуки NYUSA сохранили глубоко закругленные внутренние боковые стенки мундштуков Meyer Bros.

Тело этих мундштуков стало тоньше. Тонкое тело позволило достичь очень хорошего резонанса, но была принесена в жертву прочность, присущая мундштукам Meyer Bros. Однако многие исполнители предпочитают именно эти мундштуки за их резонанс.

Мостик на них поднят почти до самого носика мундштука, почти скрывая рельсы. Это также добавило еще немного яркости в звук.

Финишная обработка моста этих мундштуков безупречна, их доводили настоящие мастера. Эта безупречная отделка является одной из причин, почему мундштуки играют так хорошо.

Мундштук MEYER NEW YORK USA – поздняя модель (1970 г.)

Эти мундштуки выглядят снаружи как и ранние модели New York USA. Внутри они очень разные. У них меньше закруглена внутренняя боковая стенка, чем у более ранней модели, но они сохраняют такой же мостик. Работы по внутренней отделке мундштука хороши, но уже не такие, как в предыдущей модели. Внутренняя конструкция как и у более поздних моделей «Made in USA».

Мундштук MEYER ‘MADE IN USA’ (1971 г.)

Это современные мундштуки, которые до сих производятся на заводе Babbitt с середины 1970-х годов. У них плоская внутренняя боковая стенка, образующая почти треугольную камеру. В целом это та же концепция Meyer, но отличающаяся очень сильно от своих винтажных собратьев. Тем не менее это до сих пор хороший альтовый мундштук. Можно сказать, что они по-прежнему являются стандартом индустрии альт-мундштуков.

Мундштук MEYER NEW YORK LIMITED EDITION (1995 г.)

Со слов компании Meyer эти мундштуки были сделаны на основе их старого мундштук Meyer New York. В них используется другой состав эбонита, чем в современных моделях, и было произведено лишь ограниченное количество. Форма камеры больше похожа на модели позднего New York USA. Финишная обработка этих мундштуков лучше, чем в стандартной современной модели.

Где же купить винтажный мундштук Майер?

Тот самый винтажный Майер — мундштук, на котором играли звезды старого джаза — теперь можно купить только с рук и на различных интернет-аукционах. В большинстве случаев приобретается «кот в мешке», так как неизвестно, оригинал это или подделка, а также подвергался ли мундштук переделке (рефейсингу) или нет (значительно влияет на состояние мундштука). При этом цена составляет тысячи долларов США.

Theo Wanne выпустили свою версию винтажного мундштука Meyer, используя тот самый конструктив, качество обработки и материал, максимально приближенный к эбониту, что применялся в ранних Майерах. При этом внедрили все свои запатентованные технологии, сделав шаг вперед в звуке саксофона альта. Модель называется NY Bros и ее можно попробовать в нашем магазине.